Эта добрая женщина стоит у стенда со своими работами |
В старину без варежек не обходилась ни свадьба, ни крестины, ни именины, ни похороны - все ключевые и праздничные моменты жизни непременно сопровождались варежками. И будни тоже, конечно.
Например, кузнецу дарили варежки за впервые подкованную лошадь. Если парни катали девушек на повозках, то за это девушки же получали по паре варежек (этот обычай мне особенно нравится!)
Иногда старые женщины вязали похоронные варежки, для одаривания участников погребального обряда. Столяру, изготовившему гроб, тоже полагались варежки.
На рождение ребенка близким родственникам новорожденного дарили варежки. На крестины - крестным родителям и пастору. Когда ребенка первый раз вели в церковь, там оставляли варежки, на конфирмацию пастору тоже дарили нарядные варежки.
Больше всего варежек дарилось на свадьбах, и начиналось дарение задолго до свадьбы. Если жених и сваты оказывались достойными внимания и пришлись ко двору, то они получали варежки от невесты. Во время обручения невеста дарила жениху специальные перчатки, которые он потом надевал на свадьбе - белые, с цветным манжетом и бахромой. Не важно - зимой свадьба, или летом, все равно жених на свадьбе был в белых перчатках, подаренных невестой. Раньше вообще вместо "Они уже обручены" говорили "Этот парень уже получил варежки". Когда они шли к пастору договариваться о свадьбе, пастору - варежки. Потом за запись и венчание - варежки само собой, обязательно. В феодально-крепостнические времена разрешения на женитьбу нужно было спрашивать у помещика, помещику - варежки.
Кадр из фильма "Вей, ветерок!", сцена сватовства и обручения. Невеста накинула на плечо жениху перчатки. |
Невестино приданое в дом будущего мужа везли накануне перед свадьбой - возчику приданого невеста прикалывала варежки к шляпе. Коровам, которые были частью приданого, варежки подвешивали к рогам. Ввести свою корову в хлев можно было только спросив разрешения (у свекрови), за разрешение - отдельные варежки.
Одевают невесту к венцу - надевальщица головного убора получает варежки. После венчания церковный староста получает богато украшенные варежки, а органисту варежки оставляют на алтаре. Помогаешь невесте выйти из повозки или саней - получи варежки. При въезде во двор мужа молодая жена бросает варежки во двор. Входит в дом - кладет варежки у печи. Специальные варежки вязали для обряда снятия невестиного венка. Свадебным гостям варежки вручают или после снятия венка, это если свадьба в доме невесты, или на следующий день, если свадьба в доме жениха.
Во всех хозяйственных постройках - в хлеву, в клети, в сарае, в амбаре, в овине, на мельнице, в кузне, на колодезном срубе, в саду и огороде новая жена должна положить варежки. Это обеспечит достаток и успешное ведение дома. Бедные люди, батраки, не имеющие своего хозяйства, все равно обязаны одарить близких родственников мужа варежками.
Варежки обязательно должны получить свекровь, свекр, братья и сестры мужа, все участники свадебной церемонии и все музыканты. Тем, кто помогает готовить на кухне - тоже варежки, а как же.
В субботу свадебной недели молодая жена шла в баню, куда "кидала" варежки и тканые пояса. Считалось, что "закидывание" варежек имеет магическую силу. Варежки надо оставить на пороге бани, на полке, на печи. А ткаными поясами надо обвязать банные веники, чтобы в будущем хорошо разродиться...
Ну, вы поняли, да? Без варежек - и шагу не ступишь, к свадьбе их требовалось пар 100-120, как минимум, а часто и больше. Иметь в приданом много красивых, с богатым орнаментом варежек было необходимо, это было делом чести и престижа. А если подарочных варежек не хватило - позор! Такую невесту будут высмеивать за лень, нерадивость и жадность, и даже презрительные куплеты про нее петь.
Вот и начинали вязать варежки прямо с детства, копили в приданое, ведь такое множество не навяжешь за год или два. Вместе с варежками вязали перчатки и носки - тоже довольно популярные подарки.
Конечно, мастерицы состязались в умении подбирать цвета и орнаменты. Ведь подарочные варежки и перчатки - всегда на виду, и доступны для всеобщего обозрения и оценки, в отличие от носков, например. И это побуждало вязальщиц вкладывать в работу как можно больше фантазии, выдумки, показывать все свое мастерство.
Сейчас известно около 5500 узоров латышских варежек, ни один из них целиком не повторяется. Могут повторяться элементы узора, но расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка - у каждой пары варежек уникальны.
Что важно знать?
В латышских варежках особо декорируется манжет. На манжете будет отдельный узор, или несколько рядов узоров, разделенных полосками или жгутами. Край варежки оформляют зубчиками, бахромой (иногда в несколько цветов), зигзазом. Если на манжет все же делают резинку, то это будет не банальная 2х2, а фигурная резинка, с перекрещенными петлями, или с зигзагами. В любом случае, если возьметесь вязать латышские варежки, то манжет в них должен быть богато украшен, иметь отдельный рисунок.
Обязательно изучите жгуты и косички, в русской традиции это называется "обручок", они очень часто используются в латышских варежках. Описание техники есть у Галины Повериной и у меня, вот здесь и здесь.
Хорошо видно, что манжет украшен особенно нарядно |
Узоры. Некрупные орнаменты, могут ритмично закрывать все поле варежки, а могут идти полосами, чередуясь. Часто используется 2-3 цвета в каждом ряду. В повседневных, рабочих варежках узоры помельче, чем в праздничных, подарочных. Парадные, свадебные варежки и перчатки - обычно белые, с крупным узором. На пальцах узор не вязали.
Свадебные |
Повседневные, рабочие |
Происхождение орнамента более или менее связано с мифологией, имеет древние языческие корни, многие рисунки определенно были частью культа. С приходом христианства древние поверья стали теряться, а постепенно и забывались вовсе. Самые ранние из найденных варежек на территории Латвии датируются 14-м веком, и являются самыми старыми из варежек Северной и Восточной Европы:
Рисунок восстановлен и отрисован археологами. |
Чтобы понять, что и зачем изображено на варежках, нужно прежде разобраться с языческой символикой, принятой на территории древней Латвии. Тогда все эти треугольнички, зигзаги, полосочки и квадратики "заговорят", и процесс вязания их станет более осмысленным.
Рассматривать будем на примерах старинных варежек.
Знак Бога. Обычно треугольник или угол вершиной вверх. Этот знак располагают в вертикальной плоскости, пиком указывая на небеса. Обозначает небесную крышу, мужскую силу, свет, движение наверх. В латышской мифологии верховным светлым божеством являлось небо. Знак имеет огромное значение, он привлекает божественные и созидательные силы.
Знак Бога |
Мара, воды Мары. Защитница женщины, дающая плодородие, а также владычица земного и подземного царств. Богиня-Мать. Имеет огромное значение в языческой мифологии. Человек после смерти переходит в царство матери Земли, и это божество, в свою очередь, заведует множеством других матерей – Леса, Ветра, Моря, Молока, Коров, Белья и других матерей, удерживая в своем ведении также подземное царство. Многие виды Мары отображены в знаках Мары, это наиболее заметно в треугольнике Мары, воде Мары, земле Мары, кресте Мары или кресте крестов. Эти знаки дают основательность, безопасность, защиту от злых сил, связывают с силами природы и земли.
Зигзаг Мары, Вода Мары
Говоря о зигзаге, нужно отметить, что как у латышей, так и у других народов это является символическим отображением воды. Было принято считать, что знак зигзага символизирует Мару как Мать Моря и Мать Воды. Также принято считать, что простая горизонтальная линия символизирует Мару как Мать Земли и этот знак называется земля Мары.
Зигзаг - это один из основных элементов геометрического письма, которые использованы уже в палеолите. Вообще-то, удельный вес зигзага, как украшающего элемента, вырос в эпоху позднего железа.
В художественных образцах народного творчества находятся много разветвляющихся изображений зигзага Мары. Часто зигзаг показывается также как главный орнамент. Зигзаг довольно часто использован как основание для сочетания других орнаментов. Встречается также зигзаг с отколотыми верхушками, в том числе прекращенный зигзаг.
Вода Мары |
Лайма. Знак Лаймы - очень древний. В восточной Балтии в эпоху мезолита он являлся одним из самых популярных шейных украшений. Лайма в фольклоре отвечает за уклад человеческой жизни, как существо, определяющее и выбирающее каждому из нас судьбу, контролирует жизненый путь. Схожесть Знака Лаймы с птичьими перьями дает право предполагать, что это сохранилось с тех времен, когда поклонялись животным. Птица была символом души, и Лайма считалась хранителем души. Символическим атрибутом Лаймы также является метелка, поэтому подметанию дома уделяется особое внимание. Метла находится у Лаймы всегда рядом, ею она парит в бане новорожденного ребенка.
Также выметает из дома прочь сглаз и порчу.
Лайма |
Юмис. Знак плодородия, с ним связаны различные ритуалы покоса и урожая. По одной из версий, этот знак получился после соеднинения знака Мары со знаком Бога. Знак Юмиса был найден на очень древних предметах и на священных камнях.
Юмис располгают в комнате на почетном месте, над дверью, погребами, клетями, шкафами. Часто Юмиса располагают на коньке крыши (матице), тем самым обеспечивая в домах богатство и согласие. Как узор - обязательно включен в девичье приданое.
Юмис |
Древо Аустры, Древо Солнца - обобщенная модель человеческих знаний и представлений (тут весьма заметна связь с райским Древом жизни из Библии, а также с Мировым деревом в различных культурах - у древних славян, в древнем Иране, в скандинавских мифах, в тюркских и казахских сказках, а также в Коране и в книге Зоар) .
В этом древе объединено понимание прошлого, настоящего и будущего, о наших предках, о нас самих, о наших детях. Означает связь с духовным и проявление духовности.
Символ мирового древа связан также с Солнечной дорогой, это персонификация Солнечного восхода и заката.
В самом простом варианте знак напоминает новую, начинающую расти веточку. Нередко Древо Аустры обогащено Солнцем, Луной или элементами знака Аусекля, знака Мары.
Древо Аустры |
Свадебные, с вышивкой |
(кликнуть) |
(кликнуть) |
Знак Солнца. Среди других знаков, знак Солнца находится на одной из высших ступеней. Солнце - самое заметное и самое известное. На территории Латвии солнечные символы в виде концентрических кругов в украшениях предметов из кости и рога встречаются уже в периоде неолита. Ромб или четырехугольный Солнечный знак встречается на керамике в период мезолита.
Месяц - это муж Солнца, и вообще у Солнца довольно обширный полк родственников. В фольклоре можно встретить Солнечного отца, Солнечную мать, Солнечных дочерей, Солнечных братьев, Солнечных детей, Солнечных сыновей, Солнечных невесток и т.д. Среди остальных знаков знаку Солнца отведено почетное место, потому что Солнце - матерь всех детей.
Обозначениями Солнечного знака являются все круглые предметы (шар, яйцо, золотой желудь и т.п.), которые обозначают движение Солнца по небу. Самое простое обозначение Солнца – это круг. У всех производимых и самых сложных Солнечных символов есть графически акцентированная средняя часть. Символ Солнца геометрический и строго симметричный. Знак Солнца помещался обычно в середине украшения и обогащался другими мелкими знаками. Производных от символа Солнца очень много, обычно это обогащенный многоугольник – изображенный как 8 лепестковая розетка, но достаточно часто встречаются также четырехугольные солнечные знаки.
В латышском народном творчестве Солнечный мотив встречается на самых разных предметах. Часто знак Солнца в одном мотиве повторяется несколько раз, обозначая магические ритуалы плодородия и тепла. Солнечный знак чаще всего использовался в женских украшениях и одежде, и на орудиях труда, которыми эти украшения делали.
Знак Солнца |
Знак Месяца, Крест Луны. Месяц является одним из центральных элементов солярной символики почти во всех древних цивилизациях. Обязанность Месяца - заботиться о звездах, как отец заботится о детях. Месяц не так нежно люят, как Солнышко, но весьма уважют. У знака Месяца - самая тесная связь с культом земледелия. Крестьяне знали, что Месяц способствует росту, поэтому поклонялись ему. Растущий и стареющий Месяц - знаки жизни и тлена. Месяц также считался охранителем воинов, и знаком Месяца чаще украшали мужчин, особенно одежды воинов, и игрушки.
Старинные традиции формирования знаков свидетельствуют, что символы, которые связаны со сферой неба, являлись украшением самых почетных одежд, и в иерархии знаков им отведена высшая ступень.
В латышских орнаментах встречается также Месяц-крест – вокруг круга или четырехугольника симметрично размещенны четыре символа Месяца, четыре его фазы. Месяцу-кресту приписывают защитную силу.
Сверху - знак Месяца, снизу - Крест Луны |
(кликнуть) |
Знак Звезды, Аусеклитис. Третий знак из небесных светил. Имеет большое значение в отражении сил тьмы и подземного мира. Звездным узорам в латышских верованиях придается магическое значение – они уберегают от зла. Ночью одеяло со Звездами оберегает душу спящего. В узорах звезда - это сочетание прямого и косого креста, может иметь четыре, шесть или восемь лучей.
Исключительно великолепный вариант Звезды - символ звезды Утра, с восемью лучами, символизирует победу света в борьбе с тьмой, Аусеклитис.
Аусеклиитис также считают самым сильным вариантом креста ужаса (так же как в рунической практике шлемы ужаса), поэтому рисовать его нужно за один раз (одной линиией, не отрывая руки), причем в определенное время, и никому не показывая.
Знак охраняет и не подпускает близко силы тьмы, колдунов и злых людей. В фольклоре Аусеклитис упомянут и как сын Бога, и как звездный счетчик, и как жених дочери Солнца.
Очень часто вяжут на варежках, в самых разных вариациях.
Аусеклитис |
(кликнуть) |
Крест, Крест Мары - Древние латыши верили, что весь материальный мир находится в ведении Мары, в том числе хлеб, огонь и его сохранение. Крест Крестов изображали на буханке хлеба, и вечером в пепле очага тоже вычерчивали крест Мары. Крест с перечеркнутыми концами означает и совершенство, и смерть. Знак непосредственно связан с огнем, домом, плодородием.
Вещь, на которой изображают крест, символизирует жертву Маре, а взамен получают ее благословение и надзор. Иногда крест крестoв называют также крестом Лаймы.
Кресты |
(кликнуть) |
Ужик, уж - символизируют мудрость и колдовство. Уж считается священным животным, которому доступна вся мудрость мира. Самый сильный - белый уж. Культ ужа был не только в Латвии, он объясняется спецификой земледельческого труда, зависимостью людей от влаги, дождей.
Знак Ужа относят к группе знаков Мары, она умела перевоплащатся в змею. Уж - защитник всего доброго, достойного и жизненно необходимого.
Знак содержит в себе также символ матери Вещей (Одежды, Белья) и ужик, в свою очередь, тоже плотно связан с миром вещей (одежды, белья).
Часто изображался на женской одежде и на банных принадлежностях. На священых камнях уж - символ подземного мира.
Знак ужа по изображению схож со свастикой.
Уж |
(кликнуть) |
Усиньш - Бог света и попечитель коней.
Варежки с Усиньшем называются "ключевыми" и дают особую удачу тем, кто в пути.
Весной, в день Усиньша, выпускали лошадей пастись, закалывали Усиньшу петуха и устраивали Усиньский базар для покупки и продажи лошадей.
Усиньш |
Крест Перуна, Крест Огня, Крест Грома, Крест Ветвей, свастика - Перун является одним из старейших богов предков, его еще называют Старым Отцом.
В Латвии крест Перуна встречается уже при раскопках на вещах, относящихся к 3-4 столетию. В эпохе раннего железа это отображено, например, в латгальских бронзовых украшениях и в эмалированных сактах.
Символизирует и привлекает удачу, энергию, огонь, гром и ветер. У этого знака множество вариантов изображения. Крест Огня связан с Солнцем, Счастьем, почему его иногда называют Крестом Лаймы (Счастья) и Громом (Перуном). Врезали в конце младенческой кроватки, а также вплетали в пояс, которым подвязывали ребенка. Часто вешали вырезанным из дерева на конек крыши. Этот знак, так же как и Юмис, есть на священных камнях, и обширно использовался в амулетах, украшениях и в колдовстве.
В поясах, в покровах, в перчатках этот знак изображали, чтобы уберечь носителя от всего злого. Перун действует как преследователь всех злых сил.
К сожалению, знак испорчен нацистами, и я даже не представляю, сможет ли он когда-нибудь реабилитироваться. Наверное, нет.
Крест Перуна |
(кликнуть) |
Это все - латышские варежки |
Варежковый орнамент можно смело использовать не только в варежках - я, например, недавно связала его на турецких носках, чему сама изрядно удивилась:
А Мег Свeнсон предлагает кардиган, который так и называется - Огромная Латышская Варежка:
By Meg Swansen |
Когда будете разглядывать схемы, то легко найдете все перечисленные элементы орнамента и узоры, они многократно повторяются в самых разнообразных сочетаниях.
Где взять схемы?
Очень много целиком отрисованных варежек из музеев и частных коллекций сложено в альбоме (только схемы). Хватит на 3-4 приличные свадьбы, я гарантирую!
Специалистам также будет интересен вот этот альбом - аутентичный латышский орнамент вышивок и текстиля.
Коллекция варежек, для вдохновения: мужские, женские.
Есть книжка Lizbeth Upitis Latvian Mittens: Traditional Designs & Techniques (купить ее можно на амазоне, но можно и скачать бесплатно, правда, в отвратительном качестве).
Варежки, связанные по книжке Lizbeth Upitis (кликнуть) |
Нельзя объять необъятное, нельзя все рассказать о латышских варежках в коротком посте. Могу только сказать, что это - как космос: никогда не кончается, и никогда не надоедает.
Если возникнут вопросы по схемам, или по технике исполнения - спрашивайте, буду рада помочь.
24 comments:
Очень люблю красивые варежки и всегда радуюсь, если вижу на ком-то связанные варежки, к сожалению, даже у нас в Сибири это уже редкость! Но даже и не представляла, сколько варежек дарилось на латышских свадьбах! Спасибо, очень познавательно!
taurus, узоры на старинных латышских варежках имели сакральный смысл, по сути это было приношение богам. Оттого и происходило такое обильное задаривание всех окружающих на свадьбах, и "закидывание" варежек в хозяйство. Как молитва, просьба о будущей благополучной семейной жизни.
Сегодня впервые попала на Ваш сайт. До этого дня мне казалось, что я умею вязать А теперь понимаю как много ещё не знаю. Спасибо, очень интересно. Ирина
Ирина, и вам спасибо за внимание.
Что до знаний, то тут уж так - век вяжи, век учись! :c
Lovely knittings!
Попала к вам первый раз. Спасибо за такую ценную информацию, интересно. тем более мы соседи. :))):s
Vinterträdgården, Diana, You're Very Welcome!
Спасибо за очень интересный пост о латышских варежках!!.Обожаю их и восхищаюсь умением мастериц А здесь о них писала http://veterok-kuningas.blogspot.com/2011/12/blog-post_28.html http://vsesvjazano.blogspot.com/2011/03/blog-post_14.html http://blogs.privet.ru/user/antonina_373/8716873 На нижнем фото Вашего поста женщиа слева -Ванда Подиня-руководитель нашего кружка рукодельниц. Мир тесен.....
Антонина, хорошее дополнение, спасибо.
Спасибо громное за такой ТИТАНИЧЕСКИЙ труд!Всегда восхищаюсь тем, что есть всё-таки люди, которые не смотря на нехватку времени и дела - занимаются (не побоюсь пафосности)просветительской работой в тех сферах, которыми они влекаются и увлекают других!....сама обожаю все, что связано с приладным творчеством http://larsson-lissa.livejournal.com/pics/catalog/551/105846...книга Lizbeth Upitis Latvian Mittens: Traditional Designs & Techniques у меня сохранилась ещё в первом ее издании и стала настольной...частенько пользуюсь такой роскошью - как подарить своим близким и друзьям варежки собственной работы...народ в восторге от наших народных традиций - Ещё раз спасибо Вам, за подаренную радость!
спасибо большое за статью! Я сама из Латвии, но из этой статьи очень много нового и интересного для себя узнала =)
а подскажите пожалуйста. как бахрому делать?
Елизавета, бахрому делают стандартной техникой. Я не стала на этом подробно останавливаться, потому что школы в сети много. Например, посмотрите:
http://radikal.ru/F/s06.radikal.ru/i179/1004/2e/bd901ec42bf2.jpg.html
Спасибо большое за интересную статью. Попробую связать варежки.
Обращаюсь к вам с просьбой. Не могли бы вы подсказать названия книг по латышскому текстилю? Меня интересуют именно тканные узоры. Я скачала узоры которые есть у вас на пикасе, спасибо вам за них. Но хотелось бы купить книги.
eto udivitelno-volshebnaia statia,spasibo bolshoe
Статья пркрасная. Спасибо. Узоры волшебные. Подскажите, пожалуйста, как вывязывать обручек. Я не могу понять как там перекидывать нитки. Спасибо. Ксения
Спасибо большое за прекрасную статью!
Какие красивые варежки! Искусство!
Люблю рассматривать узоры на них.
Хотя много читала про языческие символы, но узнала много нового и интересного! Удачи!
Большое спасибо за пост! Очень интересно!
Очень интересный пост. Огромное спасибо
Вот и я думала, что умею вязать, ан нет, учиться мне и учиться))). Спасибо за увлекательную статью, узнала много нового
Спасибо вам за этот интереснейшую статью, у нас в Петербурге есть музей варежки, вы бы там нашли много нового, Подписалась на ваш блог, очень жду следующих постов!
Спасибо за удивительный пост!
Восхищена Вашими работами.
Лет сорок назад училась вязанию у педагога из Прибалтики.
Полученные умения использую всю жизнь. С каждым годом делаю всё больше открытий. Благодарю!!!
Спасибо за удивительный пост!
Восхищена Вашими работами.
Лет сорок назад училась вязанию у педагога из Прибалтики.
Полученные умения использую всю жизнь. С каждым годом делаю всё больше открытий. Благодарю!!!
Спасибо большое за интересную статью.
названия книг по латышскому текстилю:
http://www.janisroze.lv/lv/gramatas/sadzive-izklaide-valasprieki/rokdarbi/latviesa-cimdi.html
http://www.biblioteka.lv/News/ArticleItem.aspx?article=16426&type=2
http://solvitaz.blogspot.com/2011/08/adam-raibas-tautu-zekes.html
http://www.lza.lv/index.php?option=com_content&task=view&id=2526&Itemid=453
У меня жена латышка. Я подробно изучаю язык и культуру Латвии. Я такую жену всю жизнь искал. Какая верность!... Какая чистота!...
Post a Comment